✒️Мы сидели в мечети, когда муэдзин поднялся на минарет и прочитал:
«Аллаху акбар! Аллаху акбар!» И повелитель верующих Али ибн Аби Талиб(А) заплакал, и мы заплакали от его плача. Когда муэдзин закончил эту фразу,он сказал:
📌«Знаете ли вы, что он говорит?»
Мы сказали: «Аллах, Его Посланник и его наследник знают лучше».
Он сказал: «Если бы вы знали, что он говорит, то мало бы смеялись и много плакали!
У слов “Аллаху акбар”
(“Аллах превыше всего”) много значений, и они относятся к вечности
Аллаха, Его непреходящести и постоянству, и Его знанию, и Его силе, и Его мощи, и Его терпению, и Его щедрости, и Его дарению, и Его величию.
И когда муэдзин произнес: “Аллаху акбар”, он тем самым сказал: “Аллах – Тот,Кому принадлежит творение и повеление, и творение существует по Его желанию (машийа), и от Него существует всякая вещь в творении, и к Нему возвращается творение, и Он – Первый прежде всех вещей, не преходил во веки, и Он – Последний после всех вещей, не прейдет никогда, и Он –Явный над всеми вещами, и не познаваем, и Он – Скрытый от всех вещей, ине имеет предела, и Он – Пребывающий (баки), тогда как все вещи, помимо Него, исчезающи (фани)”.
📌Второе же значение “Аллаху акбар” – что Он есть Могучий (кадир) над всеми
вещами, способный на всё, что пожелает, Сильный Своею мощью,
Владеющий творением, Сильный по Своей сущности, и мощь Его простерта
над всеми вещами. Когда Он решает что-то, лишь говорит этому: “Будь” – и оно возникает.
И другое значение “Аллаху акбар” – значение Его терпения и щедрости.
Он терпит (грехи творений), как будто бы Он не знал (о них), и прощает, как
будто бы не видит, и прикрывает (грехи), как будто бы Ему не совершали
неподчинения, и не торопится с наказанием по Своей щедрости, прощению и терпению.
И другое значение “Аллаху акбар” – что Он есть Щедрый, великий в дарах,
великодушный в деяниях.
Иной смысл “Аллаху акбар” состоит в отрицании образа (кейфийа) от Аллаха, и этими словами сказано: “Аллах величественнее того, чтобы описывающие постигали меру Его качеств, которыми Он описан”.
И,поистине, описывающие описывают Его лишь по своей мере, а не по мере Его величия и славы: превыше Аллах того, чтобы описывающие постигали
Его качества, великим превознесением!
И иное значение слов “Аллаху акбар” в том, что ими сказано: Алла хвозвышеннее всего и величественнее всего. Он богаче Своих рабов: нет Ему
нужды в деяниях Его творений.Что же касается слов “свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, то они суть извещение о том, что свидетельство невозможно иначе как через
познание сердцем. И как будто бы этими словами он (муэдзин) говорит:
“Знай, что нет объекта поклонения, кроме Аллаха, велик Он и свят, и что
всякий предмет поклонения есть ложь, кроме Аллаха, велик Он и свят. И я подтверждаю языком то, что есть в моем сердце относительно знания, что нет бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что нет прибежища от Аллаха, иначе как к Нему, и нет спасения от зла всякого обладателя зла или от смуты всякого обладателя смуты, кроме как у Аллаха”.
И повторение второй раз слов “свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”означает: “Свидетельствую, что нет Ведущего по пути (хади), кроме Аллаха,и нет Указующего, кроме Аллаха. И я призываю в свидетели Аллаха, что я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и я призываю в свидетели обитателей небес и земель и того, что на них, из ангелов и всех людей, и гор,и деревьев, и ручных животных, и диких зверей, и великого и малого, что я свидетельствую, что нет творца, кроме Аллаха, и что нет ни дающего пропитание, ни предмета поклонения, ни вредящего, ни приносящего пользу,ни держащего (творения в Своей длани), ни простирающего (милости), ни
дарующего, ни запрещающего, ни отталкивающего, ни советующего, ни
достаточного, ни исцеляющего, ни предшествующего, ни последующего,
кроме Аллаха, – Ему принадлежит творение и повеление, и всё благо в Его
руке, благословен Аллах, Господь миров!”
Что же до слов “свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха”, то они
означают: “Призываю в свидетели Аллаха, что я свидетельствую: нет бога,
кроме Него, и Мухаммад – Его раб и посланник, и Его пророк, и Его
избранный, и отмеченный Им. Он отправил его ко всем людям без
исключения, с прямым руководством и религией истины, дабы превознести
ее над всеми религиями, даже если это ненавистно многобожникам. И я
призываю в свидетелей тех, кто на небесах и на земле из пророков,
посланников, ангелов и людей всех вместе, что я свидетельствую: Мухаммад– господин первых и последних”.
И значение повторения второй раз слов “свидетельствую, что Мухаммад –
посланник Аллаха”: “Свидетельствую, что ни у кого ни в ком нет нужды,
кроме как в Аллахе, Едином, Сокрушающем, и все нуждаются в Нем, пречист Он, и Он – богаче Своих рабов и всех творений, и Он послал Мухаммада к людям добрым вестником и увещателем, и призывающим к Аллаху по Его разрешению, и светильником освещающим: кто отверг его и не поверил в него – Аллах ввергнет такого в огонь Геены пребывающим там вечно, и не выйдет он оттуда никогда”.
И слова “спешите к молитве!” означают: “Устремитесь к лучшему из ваших
дел и лучшему из того, к чему призвал вас Господь! Спешите к прощению от
вашего Господа, и погашению вашего огня, что разожгли вы для себя позади своих спин, и освобождению ваших шей от оков греха, дабы Аллах сгладил
ваши злые деяния, и простил ваши грехи, и заменил ваши злые дела на
благие! Ибо Он – Владыка щедрый и Обладатель милости великой; Он
позволил нам, собранию мусульман, войти в услужение Ему и стать
предшествующими пред Ним”.
И повторение слов “спешите к молитве!” второй раз означает: “Вставайте для беседы со своим Господом(182) и для представления ваших нужд своему Господу! Ищите же к Нему посредства через Его слова, и прибегайте к Его заступничеству, и умножайте поминания (зикр), просьбы (кунут), поясные и земные поклоны, смирение и благоговейный страх! И возводите к Нему ваши нужды и просьбы: вот, Аллах разрешил нам это”.
И слова “спешите к успеху!” говорят: “Идите к (вечному) пребыванию, в
котором нет исчезновения, и к спасению, в котором нет гибели! Устремитесь к жизни, в которой нет смерти, к милостям, которые не истощаются, к царству, которое не преходит, к радости, в которой нет печали, к покою, в котором нет уныния, к свету, в котором нет мрака, к изобилию, в котором нет недостатка, к великолепию, в котором нет истощения, к богатству, в котором нет бедности, к здоровью, в котором нет болезни, к величию, в котором нет унижения, к силе, в которой нет слабости, и к щедрости – о, что это за щедрость! Так поспешайте же к радости в мире ближнем и будущем и спасению первых и последних!”
Второй же раз слова “спешите к успеху!” говорят: “Состязайтесь в том, к
чему Я призвал вас, дабы быть вам в щедрой милости, и великих благах, и
высочайших дарах, и великом преуспеянии, и вечном уделе по соседству с Мухаммадом (С) на седалище истины возле Владыки всемогущего!”
Что касается слов “Аллаху акбар!” (в конце азана), то они говорят: “Аллах
выше и величественнее того, чтобы кто-то из Его творений знал величину Его
щедрости к рабу, который ответил Ему и подчинился Ему и подчинялся
обладателям власти, поставленным Им, и знал Его, и поклонялся Ему, и был
занят Им и Его поминанием, и любил Его, и был Его другом, и был убежден в
Нем, и полагался на Него, и боялся Его, и надеялся на Него, и стремился к
Нему, и соглашался с Его суждением и решением, и был доволен Им”.
Повторение же “Аллаху акбар!” второй раз говорит: “Аллах превыше,
возвышеннее и величественнее того, чтобы кто-то знал меру Его щедрости к Его приближенным (аулийа) и Его возмездия Его врагам, и меру Его
прощения и Его щедрот к тем, кто ответил Ему и Его посланнику, и меру Его наказания, кары и позора для тех, кто отверг Его и не признал Его”.
Слова же “нет бога, кроме Аллаха” говорят: “У Аллаха есть совершенный
Довод (худжжат) над ними (рабами) через посланников и послание, и
разъяснение, и призыв; однако Он величественнее того, чтобы у кого-то из
них был над Ним довод. И кто ответил Ему – такому будет свет и щедрость, а
кто отверг Его – то ведь Аллах богаче миров, и Он – скорейший в расчете”.
Что же касается икамата, то слова «началась молитва» (кад камати ссалят) означают: “Наступило время посещения (зиярат), задушевной беседы(мунаджат), исполнения нужд, удовлетворения желаний и присоединения(вусуль) к Аллаху, велик Он и свят, и к Его щедрости, прощению, милости и довольству”».
📘Комментарий составителя книги шейха Садука:Передатчик этого хадиса оставил слова «спешите к лучшему из дел!» из-за такыйи.
И в другом предании сообщается:
Имама Садыка (А) спросили о значении слов «спешите к лучшему из дел!»
(вазане и икамате), и он сказал: «Лучшее из дел есть вилаят (Ахль уль-Бейт)».
Значение слова «вилаят» и его производных, как «вали» (множ. число «аулия»)очень обширно, и его невозможно передать одним словом в переводе на русский язык. Слово «вали» объединяет в себе значения «святого», «друга» и «руководителя»,«вождя».
В целом «вали» - это священный руководитель, поставленный Аллахом над людьми и очищенный Им для этого от любых грехов и скверны. Соответственно,вилаят означает систему священного руководства, наместничества,установленную Аллахом для Его творений, где на вершине находится Он Сам, а между Ним и остальными творениями – четырнадцать Непорочных, то есть Мухаммад, Фатима и двенадцать Имамов из потомков Фатимы (мир им всем).
Вкратце, «вилаят» - это то же самое, что и «имамат». В целом, весь Ислам является не чем иным, как религией
священного руководства, то есть Вилаята.
📘Таухид шейха Садукъа